СИЛЫ И МОМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ БОКОВОЕ ДВИЖЕНИЕ. САМОЛЕТА В ТУРБУЛЕНТНОЙ АТМОСФЕРЕ
Как указывалось в § 4.1, приведенные там выражения для сил и моментов, действующих на самолет в возмущенной атмосфере, могут быть использованы лишь для анализа движения самолета, вызываемого единичными порывами заранее выбранной формы. Однако в реальных условиях полета таких порывов не бывает. Поэтому выводы предыдущего параграфа представляют интерес главным образом для оценки влияния постоянного поперечного ветра, вызывающего снос самолета. Анализ влияния нормальной составляющей ветра с постоянным по размаху крыла градиентом был проведен для получения передаточных функций, используемых ниже.
Целью этого параграфа является получение аналитических выражений для сил и моментов, вызывающих возмущение бокового движения самолета в турбулентной атмосфере, т. е. в условиях, значительно более близких к реальным, чем те, которые рассматривались в § 4.1. Из сказанного следует, что ниже будут
рассматриваться выражения для правых частей уравнений (2.28) я (2.30), поскольку именно эти правые части обусловлены действием ветра. Что касается левых частей уравнений этой системы, то они учитывают силы и моменты, возникающие в результате движения самого самолета, а не воздуха. Так как движение самолета под действием ветра имеет примерно те же линейные и угловые скорости, что и при управляющих воздействиях рулевых органов, левые части уравнений (2.28) и (2.30) могут быть использованы для описания этого движения.
В создании боковой силы и моментов относительно осей X и у поперечным ветром наибольшую роль играют вертикальное оперение и фюзеляж. В общей постановке задачи о воздействии поперечного ветра на самолет коэффициенты сил и моментов, обусловленных ветром, являются функцией частоты изменения этого ветра [31]. Однако в работе [29] приведены экспериментальные данные, показывающие, что боковая сила и моменты относительно осей х и у от ветра wz незначительно зависят от частоты (в пределах частот, практически оказывающих воздействие на боковое движение самолета). Поэтому в данной работе будем считать, что коэффициенты ftp, /р и яр правых частей уравнений
(2.28) и (2.30) являются постоянными величинами, определяемыми формулами табл. 2.2.
Необходимо лишь выбрать выражение для корреляционной функции и спектральной плотности случайной составляющей поперечного ветра wz. В соответствии с рис. 1.10 при поперечном ветре должны использоваться формулы для поперечных корреляционной функции (1.13) и (1.29) и спектральной плотности
(1.19) , (1.22) и (1.33).
Перейдем к определению момента относительно оси х, вызываемого градиентом нормального ветра по размаху. В пределах линейного участка кривой Cy=f(a) этот момент может быть выражен следующим образом:
Ц2
Mx=mJSqe=j Yz(z)zdz, (4.19)
где Yz — антисимметричная подъемная сила на единицу длины по размаху крыла (в сечении г).
Эта распределенная антисимметричная подъемная сила определяется формулой
Yz(z)=Cy(z)qeb(z), (4.20)
где Су (г) —коэффициент антисимметричной подъемной силы в сечении г;
b (г) — хорда крыла в сечении г;
qe — скоростной напор в невозмущенном движении.
Коэффициент антисимметричной подъемной силы в сечении г может быть выражен в форме
Су (г)=С} (*)*«,. (4.21)
где Сау (г) — наклон кривой Су (г)=/ (а);
aw=wy(x, z)jVe — угол атаки в сечении z, обусловленный ветром wr
С учетом (4.20) и (4.21) выражение (4.19) приобретает вид
т
mJSqe=jj Cy{z)a. wqebz{z)dz. (4.22)
Произведя в (4.22) элементарные преобразования, получим выражение для коэффициента момента крена, обусловленного нормальным ветром, в функции координаты х, определяющей положение центра тяжести самолета на траектории полета:
где
и
z=2zll.
Функция е (г) представляет собой распределение подъемной силы крыла при линейном антисимметричном изменении угла атаки вдоль размаха.
Перейдем к определению корреляционных функций для коэффициента момента крена, обусловленного неравномерным и случайным распределением вертикальной составляющей ветра по размаху. На основании (4.23) эта функция определяется выражением
X
Rmx(.x2-xx)=lim — тх(*2)тх(*,)dxx = lim -±- X
Х Х-оо 2Х J Х-оо IX
-X
где
RwU2—*lt l2-zx)= lim — wy(xb zJWyfa, z2)dxv (4.26)#
* X-+°o ZA J
-X
Корреляционная функция для вертикальной составляющей ветра зависит от двух координат. Такая функция уже рассматривалась в гл. 3 при анализе усредняющего действия размаха крыла на подъемную силу, создаваемую вертикальным ветром [формула (3.58)]. На основании допущения об осесимметричности турбулентности можно считать, что эта корреляционная функция зависит только от абсолютного значения пространственного смещения, т. е. от VOc2—-*і]? + (-г2—zi)2*
Вводя новые переменные с помощью подстановок
z2—z1~ 2Дг/(—і],
Xs — Xt — Vx,
|
<» . СЦ у т
РНУ» ч)“ $ е (4-32)
— оо
При теоретическом анализе сил и моментов, создаваемых крылом, обычно рассматриваются следующие типы распределения подъемной силы по размаху: равномерное, эллиптическое, параболическое и треугольное. Эти термины определяют характер распределения подъемной силы при скачкообразном изменении угла атаки крыла. В работе [32] показано, что характер распределения подъемной силы по размаху не оказывает значительного влияния на спектральную плотность коэффициента момента. Поэтому в данной работе будет рассмотрен только простейший случай равномерного распределения^ подъем ной силы по размаху.
Вывод формулы для функции e(z) при равномерном распределении подъемной силы по размаху приведен в «Приложении С». Подставив значение этой функции в (4.28) из выражения (4.31), получим формулу для спектральной плотности коэффициента момента крена, обусловленного неравномерностью нормального ветра по размаху [32]:
/ « 2
smx(»)=[33]9 [тхХ)/ ад. (4.33)
nVl
Функция SK(v), входящая в правую часть (4.33), в свою очередь определяется выражением *
5*(v)= д4(1+;^ (aV (Ко wrf*-Ha4+16<*2о -*2)] Ко («)+
+ [2 а3 (3—v2)+32а (1 — v2)] Ki (а)+2а2(1 — 3v2)—32(1 — v2)
де a=k іЛ-fv2, k=lL и K0(a), Kx(a)- модифицированные функции Бесселя второго рода нулевого и первого порядков [33].
Безразмерная частота v, являющаяся аргументом в (4.34), связана с временной частотой м соотношениями (1.20) и (1.31), откуда следует
у=ш!/1/е. (4.35)
На рис. 4.6 приведены графики функции SK(v), построенные на основании (4.34) для различных значений k — отношения размаха крыла к масштабу турбулентности.
Как следует из (4.19), формула (4.33) выражает спектральную плотность безразмерного коэффициента момента крена. Для перехода к той форме, в которой моменты учитываются в уравнениях (2.28) и (2.30), этот коэффициент должен быть умножен на lSpeVe2l2 и разделен на /*. В выражение для спектральной плотности эти дополнительные множители войдут в квадрате.
Рис. 4.6. Графики функций S* (v), входящей в выражение для спектральной плотности безразмерного коэффициента момента крена |
После некоторых преобразований спектральная плотность коэффициента момента крена, обусловленного неравномерным распределением по размаху крыла вертикальной составляющей ветра, приобоетает окончательный вид
Smx(»)=«*, V } — S*(v)=°iAS*(v). (4.36)
яі2 *3Xf|X6
Применение формулы (4.36) для расчета параметров бокового движения поясняется в следующем параграфе.